Древнеиндийская философия
Первоисточник - ведическая литература (веда - знание) - набор текстов, составленных на протяжении нескольких столетий, в которых сильны проявления мифологического сознания. ( Мир как противостояние Космоса и Хаоса, боги олицетворяют природу)
Упанишады - более поздние тексты, в которых выражается идея реинкарнации.
Карма - (пер. деяние, поступок) основное понятие индийской философии.
Закон кармы: каждый получает то, что заслужил своими поступками.
Чтобы в следующей жизни быть счастливым, человек обязан совершать добрые поступки, чтобы искупить кармический долг прежних существований.
Йога - средство для освобождения души (пер. соединение, связь) комплекс практических упражнений, требующий выдержки, упорства, дисциплины и жесткого самоконтроля. Цель - вырабатывать самообладание, владение дыханием, концентрация, медитация (созерцание).
Буддизм - атеистическая религия, новая философия. возникшая в Индии в 5 веке до н.э.
Будда - просветленный - основатель учения.
Задача учения - поиск путей духовного освобождения человека. Такое состояние Будда назвал нирваной.
Четыре "благородные истины" - мир полон страданий; причина их в физических желаниях и мирских страстях; если устранить желание, тогда и человеческим страданиям придет конец; чтобы достичь состояния, в котором нет желаний, надо следовать "восьмеричному" пути.
Предписания нравственности: не вредить живому, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести лживых и праздных речей, не пользоваться опьяняющими напитками.
Древнекитайская философия
Образ человека в учении - занимает срединное положение во Вселенной, объединяет светлое и темное, мужское и женское, пассивное и активное, призван расколоть мир на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания)
Человек выполняет роль посредника: "передаю, но не творю". Человек не царь природы.
Принцип "у вэй" - следование естественному ходу вещей, действовать, не нарушая меры. ("обернется несчастьем то, что было счастьем, а счастье покоится на несчастье")
Даосизм - (пер. учение о пути) одно из крупнейших направлений древнекитайской философии, представитель - мыслитель Лао-Цзы. Главное понятие - "дао" (пер. путь)
Конфуцианство - направление древнекитайской философии, тесно связанное с земными проблемами. Центр учения - человек. На сегодняшний день - государственная идеология Китая.
Жэнь - гуманность, милосердие, которые должны пронизывать отношения.
Главное правило - не делать другим того, чего не желаешь себе
Конфуций жил примерно в то же время, что Будда и Пифагор, был преподавателем, имел больше 3000 учеников. Его мысли дошли до нас в форме бесед.
Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями.Философ уделил много внимания устройству государства. В государстве, по снению Конфуция, высшее положение должен занимать не только Император, но и слой людей (жу), объединяющий в себе философов, ученых и чиновников.
Государь - "Сын Неба", "отец и мать народа". Регулятор - моральные нормы.
Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется.
Философия Древней Греции
Первые мыслители, пришедшие к пути рационального постижения первопричин:
Анаксимен
Анаксимандрид
Ввел понятие "логос" - разум
Выдвинул идею о том, что основой Вселенной являются неделимые частицы - атомы
Крупнейшие мыслители и их взгляды на общество и государства
Платон
Размышлял над образом идеального города-государства. Власть принадлежит обладающим знанием людям философам ("экспертам"). Отбором лучших занимается система образования, важнейшие предметы: гимнастика, музыка, религия. Лучшие среди лучших изучают философию, а затем активно участвуют в жизни общества. Благодаря системе образования образуются класс правителей, класс воинов, класс купцов, ремесленников и земледельцев.
Платон - противник частной собственности.
Аристотель (ученик Платона)
Основоположник наук об обществе. Развивал идеи Платона. Выделил, кроме государства, еще две разновидности общества - семью и поселение. Не отрицал частную собственность. Не создавал модели идеального государства. Философ руководил собором описаний 158 полисов. Считал лучшей формой правления умеренную демократию. К основным задачам относил недопущение чрезмерного роста политической власти отдельных людей, излишнего роста собственности. Не признавал рабовладения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий